Что значит «православный»?
Сегодня большинство жителей Украины, России, Беларуси называют себя православными. Но сам факт крещения человека в Православной вере вовсе не делает его православным окончательно и бесповоротно. И уж точно не гарантирует ему спасения. А что же делает нас православными?
От нас самих в этом деле зависят как минимум две вещи. Первое – верить и славить Бога надо правильно, то есть точно так, как заповедал нам Сам Иисус Христос, передали Его апостолы, разъяснили и уточнили Его святые и пророки. Иначе православными мы называться никак не сможем. Второе – по нашей вере мы должны делать добрые дела во славу Божию, ибо для того, чтоб назваться сынами Божьими мы обязаны делать дела Того, кого называем нашим Отцом.
Если со вторым у нас с горем пополам как-то выходит, то первое и главнейшее из этих двух условий, соблюдается, увы, не всегда. Отчасти такое положение вещей сложилось потому, что мы пришли к Церкви совсем недавно после многих лет гонений, когда правильное понимание веры не передавалось из поколения в поколение. Отчасти – из-за отсутствия и сегодня миссионерской, просветительской, катехизаторской практики в учебных заведениях и на приходах. Вот и смешивается у наших православных верующих в головах «грешное с праведным»: основы православного вероучения мирно соседствуют с суевериями, язычеством и прочей изотерикой.
Между тем, лишь тот может с полным правом называть себя православным, кто точно знает, зачем он крестился, зачем он пребывает в лоне Церкви и во что Святая Церковь верует.
Известный православный проповедник иерей Даниил Сысоев в своей замечательной книге «Огласительные беседы» приводит пример испытания веры, которое еще в 19 веке должны были проходить все оглашенныеОглашенные — те, кто готовится принять святое крещение в зрелых летах. Если взгляды человека хоть в чем-либо отличались от правильного понимания основ веры, то к таинству крещения он не допускался.
Думаю, что эти вопросы и ответы должен постоянно иметь под рукой каждый православный христианин, и по ним нужно ежедневно проверять себя, дабы не уклониться от правой веры. Привожу ниже извлечение из этого безценного труда и надеюсь, что это поможет многим утвердиться в правильных взглядах на нашу веру.
Православный ли я? Тест для самопроверки
Вопрос: Кто ты есть?
Ответ: Я — желающий познать истиннаго Бога и спасения ищущий.
Вопрос: С какою целью пришел ты ко святой Церкви?
Ответ: Научиться от Нее истинной вере и к Ней присоединиться.
Вопрос: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?
Ответ: Жизнь вечную и блаженную.
Поучение оглашенному:
Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога, Единого в Троице, — Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, не сливая Лиц, не разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: однако не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разуметь, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога Отца, прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший; пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца; когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы и учителя Церковные.
Так же и ты, яко православный, веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя. Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность. Ты же, так как хочешь стать наследником Царствия Небесного, побеждай их добродетелями:
- — гордость — смирением,
- — жадность — милосердием,
- — похоть плоти — целомудрием,
- — зависть — сорадованием,
- — невоздержание — трезвостью и постом,
- — леность — усердием к молитве, богослужению и прочим делом благочестия.
Вопрос: Хочешь ли ты сию святую веру сердцем твоим принять и неотступно, до кончины жизни своей, содержать, также и в добродетелях христианских навыкнуть и в них по силе, при помощи Божьей, преуспевать?
Ответ: Истинно от всего сердца моего хочу веру сию святую содержать до последнего моего издыхания, добродетельное же евангельское житие прилежно исполнять, моля Бога о помощи.
Оглашенный должен был выучить и понять Символ Веры, Десять заповедей, молитву ГосподнюМолитва Господня более известна в народе, как «Отче наш» и «Богородице дево, радуйся».
Вопрос: Исповедуешь ли, что Отец, Сын и Святой Дух есть Бог Единый, по существу нераздельный, в трех Лицах? И веруешь ли в Него и поклоняешься ли Ему?
Ответ: Так верую, исповедую и Богу триединому покланяюсь.
Вопрос: Веруешь ли и исповедуешь, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, от Отца прежде всех век рожденный, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, нашего ради спасения, и стал человеком, не переставая быть при этом и Богом, во единой Ипостаси, в двух же естествах, Божеском и Человеческом, неизменно и неслитно?
Ответ: Так верую и так исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что Господь Иисус Христос не по необходимости, но добровольно, истинно, а не призрачно плотью пострадал за нас, Божеством же бесстрастен пребывая, силою Своего Божества воскрес, на Небеса с плотью взошел, и сидит по правую сторону Отца, откуда же снова придет судить живых и мертвых, и царствовать будет, и царствию Его не будет конца?
Ответ: Так сердцем верую, и устами нелицемерно все сие исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что Дева Мария, родившая Христа Бога нашего, всегда — девственна и воистину Богородица, и того ради достойно почитать Ее как Честнейшую и Превысшую Сил бесплотных, и поклоняться Ей благоговейно, как первейшей о нас к Богу Ходатаице?
Ответ: Все сие о Приснодеве Марии исповедую, яко Божию Матерь сию почитаю, и в молитвах прибегаю к Ней.
Вопрос: Веруешь ли, что Крест Господа нашего Иисуса Христа, на нем распятого, есть уже не орудие проклятия и смертной казни, но знамение спасения и жизни вечной, которым на себе изображая, сетей вражьих избегаем?
Ответ: Так о Кресте Господнем верую и сим спасительным знамением ограждать себя от сетей лукавого с надеждой буду стараться.
Вопрос: Веруешь ли, что в Церкви Своей Святой Господь наш Иисус Христос учредил семь Таинств, как необходимые: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, через них же подаваемою благодатью верные рабы Христовы становятся наследниками жизни вечной?
Ответ: Так о Святых Таинствах верую, и что эти семь необходимы в Церкви Божией для спасения чад Ее, исповедую.
Вопрос: Веруешь ли, что священное Писание Ветхого и Нового Завета, Церковью содержимое, святые Божии люди изрекли, от Святого Духа просвещаемые, и того ради приемлешь ли это Писание, как вдохновленное Богом и спасительное? От тех, кто не принимает и хулит его, отметаешься ли?
Ответ: Писание Священное, Церковью содержимое, как богодухновенное и святое, я принимаю, как Слово Божие, к спасению нам данное; не принимающих же и хулящих его отметаюсь.
Вопрос: Апостольские и святых Отец предания, чиноположения и молитвословия, нашей Церковью содержимые, считаешь ли душеспасительными и приемлешь ли я?
Ответ: Все сие считаю душеспасительным и следовать им, насколько от меня требуется, обещаюсь.
Вопрос: Веруешь ли, что апостолы, мученики и все святые, которых Церковь наша чтит и в молитвах призывает, суть воистину угодники Божии, с Христом во Царствии Небесном пребывают и о нас, грешных, молятся?
Ответ: Верую, и святых угодников Божьих отныне в молитвах призываю.
Вопрос: Честные иконы, которые Христа, Богоматерь и святых лики изображают, принимаешь ли к почитанию, как в Церкви Православной установлено, и хулящих их отрекаешься ли?
Ответ: Иконы честные приемлю, по чину церковному поклоняться изображенным на них святым ликам; хулящих же их отрекаюсь.
Вопрос: Все это, что ты сказал сейчас, от всей ли души твоей и от всего помышления твоего исповедуешь, не по нужде ли ко христианской вере приходишь и от свободного ли произволения сподобиться Святого Крещения желаешь?
Ответ: Истинно все, что я сказал, так и исповедую, и содержать до конца жизни моей обещаюсь, от своего произволения, нелицемерно к христианской вере прихожу и спасительное Крещение принять всею душою желаю.
Надеюсь, православный брат мой, что этот своеобразный тест для самопроверки поможет тебе уяснить основные понятия нашей веры и стать настоящим православным.
Недостойный р.Б.Павел
Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.